НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРИННОГО РОЯЛЯ.
Наш земляк Михаил Шиляев, лауреат международных конкурсов, ведущий научный сотрудник Центра культуры «Чайковский и современность» при Творческом Центре ЮНЕСКО, после успешного выступления на XIII Международном конкурсе им. П.И.Чайковского в Москве, ненадолго приехал в родной Ижевск, где живут его родители. Сам Михаил живет и работает в в Англии, в городе Манчестере. Он очень любит старинные инструменты, и во время пребывания в Ижевске он вместе с другими сотрудниками Центра «Чайковский и современность» провел настоящее «расследование» и выяснил, что в нашем городе есть инструменты с уникальной историей. Один из них - это старинный рояль «Diederichs Freres», который находится в зале художественной галереи «Грифон» Международного Восточно-Европейского университета.
Елена Беляева:Михаил, Вы стажировались в Высшей школе музыки в Мюнхене, а сейчас работаете в северном колледже музыки в Манчестере. Есть ли у вас опыт игры на зарубежных старинных роялях?
Михаил Шиляев:Да, я играл на роялях эпохи Моцарта и Бетховена. Это инструменты с венской механикой. Чтобы показать их выразительные возможности и передать все то, что хотел выразить своей музыкой композитор, порой приходилось совершенно по-иному подходить к исполнению произведения, пробовать разнообразный характер прикосновения к клавиатуре. Все это рождало тончайшие оттенки звучания и подтверждало тот факт, что рояль - один из наиболее совершенных музыкальных инструментов, способный передать любой оттенок человеческих чувств
Е.Б.:Неужели современные рояли настолько отличаются от своих предшественников?
М.Ш. Все дело в том, что производство роялей развивалось, и их механизм со временем совершенствовался, поэтому современные инструменты отличаются другими красками и другими звуковыми принципами.
Е.Б.: Мы знаем, что роялю «Diederichs» в нашей галерее больше ста лет. Наверное, он был Вам очень интересен?
М.Ш.: Да, действительно, возможность игры на подобном инструменте я считаю для себя большой удачей, ведь фирма «Diederichs» является первой фирмой по производству роялей в России. Она была основана в 1810 году выходцем из Германии Федором Дидерихсом и прекратила свое существование в 1914 году из-за I мировой войны. При создании этого инструмента были использованы старые принципы механики, что дает музыканту возможность аутентичного исполнения практически всей русской музыки, начиная от произведений А.А. Алябьева и М.И. Глинки до П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова, который, кстати говоря, живя в эмиграции, материально поддерживал Андрея Дидерихса, последнего представителя династии фортепианных мастеров.
Е.Б.:А как Вы приспосабливались к специфике рояля, ведь ощущения от игры на нем должны быть совершенно другими по сравнению с игрой на современных инструментах?
М.Ш.:Безусловно, игра на старинных инструментах интересна для исполнителя в том числе и тем, что он вынужден искать новые пианистические приемы, которые открывают другие аспекты звучания, другие краски, артикуляцию. Это позволяет перенестись в атмосферу салона 19 века.
Поэтому я являюсь сторонником исполнения на аутентичных инструментах, считаю, что этот опыт мне много дает как музыканту.
Е.Б.:Что же отличает этот рояль от современных инструментов?
М.Ш.: Он отличается благородным, теплым тембром и интимностью, камерностью звучания, так свойственным музыке прошлых веков.
Е.Б.: - Михаил, Вы собираетесь записать диск на рояле в художественной галерее «Грифон»?
М.Ш Да, это будут мои любимые произведения русских композиторов, преимущественно современников П.И.Чайковского.
Е.Б.:Как у вас возникла идея создания подобного проекта?
Е.Б.: Дело в том, что в современном исполнительском искусстве существует сильная тенденция к аутентичности исполнения, и многие российские и зарубежные музыканты: например, российские пианисты Алексей Любимов и Александр Мельников; немец Андреас Штайер, американец Роберт Левин стремятся к воссозданию звукового образа, присущего прошлым эпохам, для чего и используют старинные музыкальные инструменты.
Е.Б: Большое спасибо, Михаил, за такую интересную беседу. Мы с нетерпением будем ждать появления диска с Вашим исполнением.
Материал подготовила
Елена Беляева,
научный сотрудник Центра «Чайковский и современность»
при Творческом Центре ЮНЕСКО
Ассоциации Образовательных Учреждений
«Международный Восточно-Европейский университет»